Детско-юношеская общественная организация города
Курска «АРГОН»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»
Согласовано: Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№33» города Курска __________________ Г.А. Веретенникова |
|
Утверждено: Учредительной конференцией детского объединения «Возрождение» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» города
Курска Протокол №1 от 14.11.2011 г. |
ПРОГРАММА
деятельности детского
общественного объединения «Возрождение»
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №33»
Сроки реализации: 5 лет
Составила:
Ефимова
Наталья Александровна,
старшая вожатая
КУРСК –
2011
Содержание
1. |
Пояснительная
записка. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . . . .
. . |
3 |
2. |
Цели и задачи
программы. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . . . |
4 |
3. |
Участники
программы. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . . . |
5 |
4. |
Содержание
программы. . .
. . .
. . .
. . . . .
. . .
. . .
. . |
5 |
|
Блок 1 «Республика «Возрождение»
. .
. . .
. . .
. . .
. . |
6 |
|
Блок 2 «Участие в городских, областных и других программах» . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . . . . |
8 |
5. |
Ожидаемые
результаты. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . . . |
10 |
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Детское общественное объединение
«Возрождение» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» г. Курска
основано 15 сентября 2002 года, входит в состав Детско-юношеской общественной
организации города Курска «АРГОН».
Выбор названия детского
объединения обусловлен стремлением возродить лучшие традиции пионерского
движения, развить и преумножить их в контексте новой исторической эпохи.
Детское общественное объединение
имеет свою символику: эмблему, девиз, гимн (см. Приложение 1).
По структуре ДО
представляет собой школьную республику, состоящую из 5 министерств
(«Взаимодействие», «Творчество», «Память», «Забота», «Формула жизни»),
управляемых президентом (Структура ДО «Возрождение» см. Приложение 2).
Вертикальная иерархия включает 3 возрастных уровня: «Лига «Новое поколение» (младшее звено), «Коммуна
Лидеров» (среднее звено), «Совет старшеклассников» (старшее звено). Помимо этого
в детское объединение входят профильные отряды: клуб юного избирателя «СТАРТ»,
«АРТ-Класс», волонтерский отряд.
Для систематизации работы детского общественного объединения «Возрождение» возникла необходимость создания долгосрочной программы с целью дальнейшего развития и совершенствования форм и методов работы детей и взрослых в рамках детского объединения. При разработке данной программы инициативная группа, включающая в себя членов педагогического и ученического коллективов школы, основывалась на Уставе ДЮОО «АРГОН» и Комплексной воспитательной программе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» «Надежда России». Главной идеей программы детского общественного объединения «Возрождение» является обращение к личностно ориентированному образованию и воспитанию, способствующему развитию и реализации личности каждого школьника, переводу его с позиции объекта воспитания в субъект самоуправления. Поэтому программа призвана наметить цели и задачи деятельности, чтобы обеспечить перспективное развитие, достижение реальных результатов в развитии всего детского объединения и каждого ее члена в отдельности.
Программа рассчитана на 5 лет и ориентируется на следующие
принципы деятельности:
1. Принцип гуманизации и общественной направленности предполагает
•
создание
детского объединения по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей
и взрослых,
•
осуществление
социально-ценной творческой деятельности: формирование патриота, гражданина.
2. Принцип добровольного вступления и активного участия в делах детского объединения предполагает развитие самодеятельных начал, инициативы в работе детского объединения, в том числе:
•
участие
детей в планировании, организации, подведении итогов и оценке результатов
деятельности своего ДО,
•
взаимодействие
педагогов с выборными органами,
•
стимулирование
инициативы и общественной активности детей.
3. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает
•
постоянное
внимание к особенностям формирования личности ребенка, к своеобразию его
духовного мира, индивидуальным и психологическим возможностям,
•
учет
противоречий развития личности, вызванных возрастными изменениями,
•
соответствие
проводимых коллективом дел особенностям воспитания детей и подростков разных
возрастных групп, отличающихся своеобразием индивидуального развития.
4. Принцип романтики, интереса и игры предполагает
•
широкое
использование символики, атрибутов, ритуалов в работе ДО,
•
развитие
интереса к социально-значимой деятельности,
•
активное
использование игры и игровых приемов в работе с детьми и подростками.
5. Принцип непрерывности
и систематичности предполагает работу в течение всего года, в том числе и в
дни школьных каникул, обеспечивая единство целей, задач, принципов деятельности
с содержанием, формами и методами работы по данной программе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Создание условий для формирования
духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на
современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях личности
каждого ребенка.
Для достижения данных целей необходимо решение следующий
задач:
·
обобщение
опыта и систематизация деятельности по развитию и успешному функционированию
органов самоуправления,
·
повышение уровня активности детей, создание условий для формирования
активной позиции ребенка в социально-значимой и творческой деятельности,
· повышение
значимости детского объединения в жизни детей, формирование активной позиции
члена детского объединения, как части детской общественной организации.
·
формирование чувств патриотизма, гражданственности,
· создание условий для удовлетворения
интереса детей, раскрытия их творческого потенциала,
·
воспитание чувства гордости за свое детское объединение.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Дети: обучающиеся 5-11 классов школы №33.
Взрослые: старшие вожатые, учителя, педагоги дополнительного
образования и администрация школы, обеспечивающие функционирование и развитие
детского общественного объединения «Возрождение».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа детского общественного объединения «Возрождение» включает в
себя два блока:
1. Формирование и развитие детского школьного самоуправления «Республика
«Возрождение».
2. Участие в городских, областных и других
программах.
1. Блок
«Республика
«Возрождение»
(Работа
данного блока осуществляется через реализацию перспективного плана (Приложение
3),
рассчитанного
на один учебный год)
Структура |
Направления работы, цели и задачи |
Формы и
методы работы |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
Управленческий аппарат (президент, вице-президент,
министры) |
Формирование и развитие лидерских и коммуникативных навыков - формирование лидерских качеств; - развитие навыков организации работы
коллектива, установления психологического микроклимата в группе, распределение
ролей. |
Формы
работы – индивидуальная, групповая. Методы:
беседы, диспуты, лекции, психологические игры |
Развитие
лидерских качеств, умение руководить группой, распределять обязанности, добиваться
поставленных целей. |
Министерство «Взаимодействие» |
Формирование и развитие
коммуникативных навыков, самоконтроля и самоорганизации - развитие навыков общения со сверстниками; - установление и сохранение
сотрудничества, дружбы и взаимопомощи в системах «ученик-ученик»,
«ученик-учитель», «ученик-администрация», «ученик-родители»; - детский самоконтроль успеваемости и
дисциплины в школе. |
Формы
работы – индивидуальная, групповая и массовая. Методы:
беседы, диспуты, анкетирования, рейды по проверке соответствия внешнего вида
учащихся установленной форме, советы профилактики, ведение дневников контроля
успеваемости и посещаемости |
Выполнение устава школы (раздел
«Правила поведение учащихся»), повышение уровня сознательности и ответственности,
улучшение дисциплины, повышение успеваемости, организация шефской помощи
неуспевающим по учебе, выполнение требований к внешнему виду. |
Министерство «Творчество» |
Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание развитие
информационного сектора детского объединения: газета, информационного стенда,
рубрика на сайте школы,
отражение знаменательных событий, итогов работы ДО в Дневнике детского объединения,
развитие творческих способностей, интересов, дарований детей в процессе
сотрудничества со взрослыми,
организация творческих встреч, концертов, смотров,
посещение музеев, выставок, театров,
помощь в реализации социально значимого проекта «АРТ-Класс»,
организация бесед по нравственно-эстетическому воспитанию. |
Формы работы – индивидуальная,
групповая и массовая. Методы: беседы, анкетирования, организация
и проведение школьных и городских культурно-массовых мероприятий,
театрализованных представлений, концертов, конкурсов; обновление школьно
сайта и школьного информационного стенда, выпуск буклетов, афиш, листовок,
обучающие семинары по журналистике, встречи с писателями, поэтами,
фотографами, руководителями театральных студий. |
Постоянное
своевременное обновление информации на стенде, сайте. Раскрытие творческих
способностей детей. Расширение кругозора обучающихся. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Министерство «Память» |
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание - изучение героической истории и
ратного подвига русского народа, -
сбор, изучение и сохранение информации о памятниках истории, культуры,
реликвий войны, - участие в работе школьного музея
Боевой славы им. Олега Позднякова, организация экскурсий, походов по памятным
местам, организация деятельности поисковых групп (изучение и сохранение
исторического материала, оформление альбомов, стендов, газет), - несение Почетной вахты памяти у
вечного огня на Посту №1 Мемориала павших. |
Формы работы – индивидуальная,
групповая и массовая. Методы: беседы, экскурсии, диспуты,
уроки мужества, конференции патриотической направленности, литературно-музыкальные
композиции, участие в военно-спортивных играх, смотрах и конкурсах; в музее:
поисковая работа, инвентаризация, подготовка экспозиций, разработка текста
экскурсий, участие в организации несения Почетной вахты памяти. |
Формирование чувства патриотизма,
любви к Родине, уважению к старшим поколениям. Знание истории своей страны, бережного
отношения к ее традициям. |
Министерство «Забота» |
Духовно-нравственное воспитание
оказание постоянной помощи в быту и моральной поддержке ветеранам ВОВ,
одиноким людям, инвалидам, детям-сиротам, ученикам и выпускникам школы, нуждающимся
в материальной помощи, проживающим в микрорайоне школы (волонтерский отряд),
проведение творческих дел для ветеранов ВОВ, инвалидов, одиноких людей,
детей-сирот,
проведение акций милосердия, благотворительных концертов. |
Формы работы – индивидуальная,
групповая и массовая. Методы: организация и проведение
благотворительных акций, беседы, встречи, шефская помощь ветеранам ВОВ,
ветеранам педагогического труда, инвалидам, детям сиротам, ученикам и
выпускникам школы, нуждающимся в материальной помощи |
Воспитание чувства милосердия,
сопереживания, неравнодушного отношения к окружающим, душевной щедрости. |
Министерство «Формула жизни» |
Социально-правовое воспитание, формирование активной жизненной
позиции
пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта,
приобщение к здоровому образу жизни, к активным занятиям физическими упражнениями,
пропаганда охраны природы, экологического поведения,
формирование гражданско-правовой позиции, сотрудничество с партиями
федерального уровня (Клуб юных избирателей СТАРТ),
профориентация,
трудовые десанты в парках и лесных массивах, проведение агитационых акций
в защиту природы. |
Формы работы – индивидуальная,
групповая и массовая. Методы: беседы, лекции, создание и
распространения агитационных материалов по ЗОЖ. Встреч с депутатами курского
городского собрания, правовые игры «Выборы президента школьной республики»,
беседы и лекции по формированию гражданско-правовой позиции. Организация и
проведение трудовых десантов, акций, агитбригад по охране природы. Лекции,
беседы, тестирования по профориентации. |
Формирование активной гражданско-правовой
позиции, ответственного отношения к своему здоровью, самоопределение в жизни. |
2. Блок
«Участие в
городских, областных и других программах»
Программа |
Цели работы по программе |
Формы и
методы работы |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
«МОЙ
ВЫБОР» Подпрограмма «РОСТ» |
Создание, развитие,
организация деятельности первичных общественных объединений ДЮОО г. Курска «АРГОН». |
Диспуты,
беседы, сборы актива по разработке, усовершенствованию символики ДО, занятии
по истории возникновения и становления детского движения, совместные
мероприятия с ДО других учреждений. |
Активное взаимодействие со штабом и другими первичными детскими
объединениями ДЮОО «АРГОН». Расширение и развитие структуры ДО. Руководители и лидеры ДО овладеют
навыками организационного строительства детских объединений |
«МОЙ
ВЫБОР» проект «ЗНАЙ НАШИХ» направление «МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ» |
Формирование у детей навыков общения, лидерских, организаторских
способностей, умения понимать и учитывать интересы других людей, владение
основами управления и самоуправления; развитие волонтерского движения. |
Занятия по истории и традициям детского
движения, правилам организаторской работы, КТД, основам школьного самоуправления, волонтерскому движению. Городские лагерные сборы
школьного актива, занятия школы актива, окружных, городских штабов, советов,
конкурс «Лидер»; деловые игры, круглые столы с представителями
государственной власти; акции поддержки социально незащищенным детям,
ветеранам, солдатским вдовам и матерям, престарелым и одиноким людям; игры,
праздники для младших школьников. |
Развитие лидерских качеств,
знание основных принципов общественного детского и молодежного движения; Наличие практического опыта
общественно значимых дел. Получение знаний по организации работы самоуправления, методикам КТД. Пробуждение у подростков способности к самореализации,
самоутверждению, самоопределению, к организации и проведению
культурно-досуговой и социально значимой деятельности и способность увлечь ею
других подростков. Повышение социальной активности подростков |
«МОЙ ВЫБОР» проект «ЗНАЙ НАШИХ» направление «МИР, В
КОТОРОМ Я ЖИВУ» |
Сформировать у детей
представление о культурных, духовных, исторических, природных ценностях
окружающего мира. |
Посещения культурных, исторических и природных
памятников Курского края. Участие в работе школьных музеев. Организация выставок,
конкурсов творческих работ. Организация творческих встреч с интересными
людьми. Ведение работы с семьей, организация «встреч поколений» |
Сформированность у детей
активной социальной и гражданско-патриотической позиции. Приобщение к
природному, историческому, культурному и духовному наследию Курского края.
Формирование толерантного отношения к другим национальным традициям и
культурам. Освоение навыков экологического поведения |
«МОЙ
ВЫБОР» проект «Мой звездный час» |
Формирование лидерских качеств,
организаторских навыков поведения. |
Обучающие занятия в городских и окружных штабах,
сборы активов, КТД, игры, конкурсы. |
Формирование демократической
культуры личности, способности эффективно организовывать и управлять, разрешать
конфликты |
1 |
2 |
3 |
4 |
«ЗАБОТА» |
Создание условий для социального
становления, развития и саморазвития личности ребенка через формирование у него
культуры социального служения |
Социально
значимые акции, проводимые совместно ДЮОО «АРГОН» и Дворцом пионеров и школьников
г. Курска. Тематические
вечера, организация и проведение праздников, конкурсов, театрализованных
представлений и спектаклей |
Наличие в школе волонтёрского отряда. Сформированность творческих,
духовных и физических способностей у участников программы. Эффективная
совместная деятельность детей и молодых людей с ограниченными физическими
возможностями с их сверстниками из детских объединений. Приобретение ребятами
опыта социального служения |
«ФЕСТИВАЛЬ» «Наши таланты
– родному краю» |
Активизация и развитие
детского художественного творчества, выявление одаренных детей |
Вокальные конкурсы Конкурс театральных коллективов |
Рост
исполнительского мастерства самодеятельных коллективов и солистов |
«ЮНПРЕСС» |
Помощь в развитии
способностей подростков в журналистике. |
Диспуты,
лекции, семинары, конкурс школьных газет, деловая игра |
Формирование активной жизненной позиции, умения общаться с людьми, неравнодушия
к проблемам современного общества |
«ЮНПРЕСС» «Интернет-проект
«WWW.MMM» «Мой молодой мир» |
создание и
представление информационного продукта
с помощью современных компьютерных технологий. |
Исследовательская
работа, компьютерные презентации |
Повышение компьютерной грамотности.
Способность использовать современные технологии для повседневной жизни |
Областной фестиваль «ДЕТСТВО БЕЗ
ГРАНИЦ» |
Показать возможности и
творческого потенциала детей и ДО в реализации социально значимых детских
инициатив. |
Конкурс авторских
мастер-классов «Нет предела совершенству!», Конкурс компьютерных
работ «Пионеры новой эры» |
Формирование
инициативной, творческой личности с активной жизненной позицией |
Областная детская добровольческая акция «ДОБРОЕ
ДЕЛО» («5Д») |
Формирование активной гражданской позиции ребенка
через систему посильных добрых дел |
Акции,
трудовые десанты, субботники, встречи-чаепития, праздники, благотворительные концерты, беседы, сборы благотворительных
средств |
Развитие школьного
волонтёрского отряда. Приобретение участниками акции опыта социального служения |
ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
В случае успешной реализации задач, можно ожидать
следующий результат деятельности по программе.
·
Сплоченный,
способный к саморазвитию детский коллектив.
·
Сформированность
у учащихся ценностных ориентаций, представлений о жизни в обществе, об
отношении к учебе, труду и другой общественно полезной деятельности.
·
Учащиеся – члены
ДО «Возрождение» получат навыки социальной и творческой самореализации, приобретут
желание применять свои возможности в различных видах социально значимой
деятельности.
·
Члены ДО «Возрождение»
могут самостоятельно организовывать интересную жизнедеятельности для себя и
своих сверстников, при этом постоянно повышают свой интеллектуальный и культурный
уровень.
·
Каждый член
детского объединения осознает себя как человека и гражданина, чтящего историю и
традиции своей страны, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.