Рекомендации

учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников

     Много говорится о необходимости развития речи, однако родители не всегда уделяют этому должное внимание, а порой, даже желая развить речь, делают это неправильно. Мама недоумевает:”Я так много читала ему, рассказывала стихи, учила, объясняла, так много разговаривала с ним, но результата нет, он сам не можем описать самую простую картинку, ни о чем рассказать не может”. Неудивительно, ведь это мама рассказывала, говорила, а не ребенок. Для того, чтобы ребенок научился хорошо говорить, для того, чтобы у него сформировалась связная речь необходимы некоторые условия.

     Во-первых, у него должен быть стимул для разговора (это может быть ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать, друг, которому все интересно, сестра или брат, с нетерпением ожидающие рассказа). Стимулом может стать поездка за город и поход в цирк, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора.

     Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С малышами 3-4 лет это необходимо, а более старшим детям, необходимо говорить, рассказывать, объяснять самим. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но всегда дать выговориться и научиться очень внимательно слушать. Нужно научиться слушать не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Ребенка очень легко сбить, отвлечь внимание.

     Ребенок говорит, подражая речи взрослых. Если он слышит небрежную, нечеткую, чересчур громкую и интонационно резкую речь, то будет говорить так же. Если окружающие говорят четко, ясно, спокойно, то и ребенок будет говорить в соответствии с этими образцами. Не думайте, что случайно вылетевшее малолитературное междометие пройдет мимо внимания вашего малыша или он не обратит внимание на раздражение в голосе. Все это проявится при первом же удобном случае.

     Словарный запас шестилеток, хорошо владеющих речью, более 3 тысяч слов, но чтобы ребенок обладал таким словарным запасом, следует систематически расширять тот запас слов, которым он владеет. Рассматриваете ли вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся слова, спрашивайте то или иное слово, очень действенны такие способы как “сочинение” стихов- дети очень любят разбирать рифмы. Детям можно читать знакомые стихи и подсказывать слова:

У меня зазвонил телефон

Кто говорит ________(слон)

Этот чистит валенки,

Моет сам галоши.

Он хотя и маленький,

Но вполне____________(хороший)

     Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить  путь в детский сад или прогулку.  Можно попросить ребенка:”назови все свои игрушки”,” придумай слова, которые обозначают транспорт”,”кто больше назовет названий цветов”,” назовем цвета”, “ какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну” и т.д. Ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы его не видели, попросите рассказать сюжет.

     Иногда в речи пяти-шестилетних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, поправив ребенка и повторив правильное слово спокойным тоном, ровным голосом. Можно поиграть в словесную игру – намеренно исковеркать фразу( “В лес грибы растет”, “Шишка большой на елке растет”) и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Это поможет зафиксировать его внимание на грамматическом строении речи.

     Нужно специально учить ребенка  составлять сюжетный рассказ по картинке, озаглавить рассказ, картинку. При этом следует объяснить, как составляется рассказ, как побираются синонимы, как можно  образовывать новые слова (кошка-кошечка). Можно начинать предложение, а ребенок будет сам его заканчивать, подбирая разные варианты. Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые слова, попросите ребенка рассказать ( “Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?”), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает ребенок, а вы подсказывайте). А потом можно эту сказку нарисовать, разыграть, можно, рассматривая рисунок, выбрать слова с определенными звуками. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической(продолжительность занятий не более 15 минут).

     Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребенка. К сожалению, не все родители знают , что ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными, затрудняется их общение со сверстниками. Все это еще больше затрудняет процесс обучения. Поэтому к 6-7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Поэтому прислушайтесь правильно ли говорит ваш малыш. Главное не надейтесь на то, что речевые недостатки, если имеются, если имеются, исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться за помощью к специалисту – логопеду.

     Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Впереди будут не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для которых Вам потребуется немало сил и душевных, и физических. Будьте терпеливы и уверены в том, что Ваш малыш замечательный, умный, красивый, а главное любимый.

Успехов Вам и Вашему первоклашке!

Учитель-логопед Новосельцева И.В.